Оценка по модели PISA


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».


  • Основные сведения


Цель:


Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.


Область оценивания:


Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало «креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность». Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.


Периодичность проведения:


Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.

В 2000 году основное направление исследования – «читательская грамотность», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность», в 2009 году – «читательская грамотность», в 2012 году – «математическая грамотность», в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».

В исследовании 2015 года приняли участие более 500 тысяч 15-летних учащихся из 72 стран и экономик мира.


Текущий цикл:


В первом полугодии 2018 года в Российской Федерации был проведен основной этап очередного цикла исследования PISA-2018, в котором приняли участие более 8000 учащихся 15-летнего возраста из более чем 200 образовательных организаций 43 субъектов Российской Федерации и начата обработка результатов основного исследования.


Основные результаты:


В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности, 23 место по математической грамотности, 26 место по читательской грамотности. Российская Федерация показала существенное улучшение результатов по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года: результаты по математической грамотности улучшились на 12 баллов (494 балла против 482), по читательской грамотности на 20 баллов (495 баллов против 475), по естественнонаучной грамотности на 1 балл (487 баллов против 486). Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.


  • PISA for Schools (PISA для школ)


Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ).


КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ: 


  • PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования;
  • В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
  • Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
  • Участники исследования выполняют задания на компьютере; 
  • Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
  • Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
  • Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.


Каковы цели проекта PISA для школ (тестирование на основе PISA)?


Проект PISA для школ преследует две основные цели:

  • обеспечить возможность проведения исследования PISA для школ по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);  
  • развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.


Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.


Проект PISA для школ направлен на:

  • Расширение прав и возможностей школьных координаторов и учителей путем предоставления анализа результатов обучающихся, основанного на фактических данных.
  • Измерение способности обучающихся использовать и творчески применять знания.
  • Предоставление важной информации об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся.
  • Помощь школам в измерении ключевых навыков 21-го века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
  • Содействие расширению возможностей для глобального взаимного обучения среди школьных координаторов, учителей и должностных лиц системы образования.




  • Нормативные документы и раздаточные материалы

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №04-124 от 19.08.2019  

"О направлении графика проведения мероприятий общероссийской оценки по модели PISA" (Скачать)


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №04-125 от 19.08.2019  

"О направлении графика проведения мероприятий региональной оценки по модели PISA" (Скачать


Приказ департамента образования и науки Брянской области №1334 от 16.09.2019

"О подготовке к проведению общероссийской и региональной оценки качества общего образования по модели PISA в 2019 году на территории Брянской области" Скачать 

Приказ департамента образования и науки Брянской области №1555 от 24.10.2019

"Об организации и проведении региональной оценки качества общего образования по модели PISA в образовательных организациях Брянской области 2019 году " Скачать


В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №13-409 от 13.09.2019 "Об участии субъектов Российской Федерации в оценке по модели PISA" (Скачать) Рособрнадзор совместно с АО "Издательство "Просвещение" проводит в 2019 году обучение специалистов, вошедших в региональные проектные команды: "Обеспечение реализации мероприятий по оценке качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в рамках федерального проекта «Современная школа»


18 октября на базе Брянского городского лицея №1 имени А.С. Пушкина состоялось очное совещание по подготовке к проведению исследования по модели PISA

Раздаточные материалы Скачать
Презентация Скачать


21 октября Информационный вебинар для школьных координаторов общероссийской оценки по модели PISA: регламент исследования
Видеозапись вебинара Скачать




  • Минимальные требования к компьютерам, которые планируются для использования при проведении оценки по модели PISA


Операционная система Windows 7 и выше с пакетом обновления 1

(необходимую версию пакета обновления 1 (Service pack 1) можно скачать на странице загрузки Microsoft
https://www.microsoft.com/RU-RU/download/details.aspx?id=5842пакет обновления KB976932);
· 1 ГБ оперативной памяти;
· Процессор с частотой 1 ГГц;
· 1 ГБ свободного места на жестком диске;
· работающий USB-порт.

 Кроме этого, на компьютере должны быть установлены следующие пакеты:
· Распространяемый пакет Visual C++ для Visual Studio 2015
(необходимую версию пакета можно скачать на странице загрузки Microsoft
https://www.microsoft.com/RU-RU/download/details.aspx?id=48145 )

· Microsoft .NET Framework 4.7.2 автономный установщик для Windows
(необходимую версию пакета можно скачать на странице службы поддержки Microsoft
https://support.microsoft.com/ru-ru/help/4054530/microsoft-net-framework-4-7-2-offline-installer-for-windows).

К моменту проведения исследования необходимо предусмотреть резерв компьютеров, которые будут готовы к установке и запуску программы прохождения исследования (соответствовать перечисленным выше требованиям).





Контакты

Адрес: 241029, Брянск, пер. Полесский, дом 2

Режим работы:
Понедельник-четверг: 8.30 - 17.15
Пятница: 8.30 - 16.00
Перерыв на обед: 13.00 - 13.30
Суббота-воскресенье: выходные дни

Контактные телефоны:
Приемная:
63-85-10 (факс)
Заместитель директора:
63-83-49 (факс)
Бухгалтерия:
63-83-52