TIMSS и PISA - 2011 - 2012

В 2011-2012 годах Брянская область наряду с 54 регионами Российской Федерации принимала участие в двух исследованиях:

  • международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS 2011 (Trends in International Mathematics and Science Study)
  • международное сравнительное исследование PISA 2012 года (Programmе for International Student Assessment).

Всего участвовало 435 образовательных учреждений РФ, из них 4 на территории Брянской области.

Данные этих исследований взаимно дополняют друг друга. Их одновременное проведение дает более полноценную информацию о системе образования, позволяет анализировать его различные стороны.

В исследовании PISA оценивается способность выпускников основной школы (15-летние обучающиеся) применять полученные в школе знания и умения в ситуациях личностно и социально значимых, выходящих за пределы чисто учебных (оценивается математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения и понимания текстов)

В рамках исследования TIMSS определяется качество математической и естественнонаучной подготовки школьников с учетом содержания образования стран - участниц проекта (оценивается общеобразовательная подготовка по математике и естественнонаучным предметам учащихся 4-х и 8-х классов). Сравнение результатов PISA и TIMSS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной и основной школе, оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом.

В 2013-2014 годах в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования в 2013-2020 годы" Институт образования НИУ "Внешняя школа экономики" при содействии Фонда "Общественное мнение" проводил лонгитюдное исследование российских школьников, участвовавших в международных обследованиях качества образования (TIMSS 2011 и PISA 2012) и отвечавших на вопросы анкеты лонгитюдного мониторинга в 2012 году. Цель исследования – комплексное изучение жизненных путей молодых людей, включая их образовательные, трудовые и семейные траектории.

Уникальность проекта заключается в том, что исследование проводится на выборке международного тестирования TIMSS 2011. Одни и те же школьники участвовали в двух международных обследованиях качества образования (TIMSS 2011 и PISA 2012) и отвечали на вопросы анкеты лонгитюдного мониторинга в 2012 году, что дает широчайшие возможности для изучения влияния знаний и компетенций школьников, образовательной среды, социально-экономических и культурных факторов на формирование будущих траекторий в области образования и работы.

Вторая (осенняя) волна исследования 2013 года включала в себя 2 этапа:

  1. этап - опрос школьников-участников TIMSS 2011 и 2012гг. интервьюерами Общероссийского Фонда «Общественное мнение».
  2. этап - сбор контекстных данных о школе ( они важны для понимания контекста, в котором происходит взаимодействие между администрацией, родителями, школьниками и учителями).

Третья (весенняя) волна исследования 2014 года включала:

  • опрос участников первой и второй волн исследования, их учителей математики (алгебры, геометрии), русского языка и физики;
  • сбор контекстной информации (анкетирование представителей администрации ОО и сбор данных статистических отчетов ОШ1 и РИК83), в случае, если данная информация не собиралась в ОО в предыдущей волне исследования.

В декабре 2013 года в рамках Международного исследования компьютерной и информационной грамотности (ICILS), проводимом Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA), прошло тестирование учащихся 8-х классов 4 школ Брянской области.

В 2013 году в рамках проведения Международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS-2015) в 4-х классах собраны сведения об образовательных организациях для создания региональной базы данных.

В январе 2015 года сформирована выборка ОО для участия в Международном исследовании TIMSS в 4-х классах, которое пройдет весной 2015 года.